СКАЗАТЬ О ГОСПОДЕ, НЕ НАЗЫВАЯ ЕГО ИМЕНИ О поэзии Арсения Тарковского Перейдем к вещам приятным, к поэзии. Поэзия - это, пожалуй, оправдание жизни. Одно из. Сегодня я хотел бы вас направить на поиск, чтение и заучивание, и вникание в поэтические тексты Арсения Тарковского, отца известного мэтра кинематографии Андрея Арсеньевича Тарковского. Человека, который, по словам Анны Ахматовой (а это очень важный голос в прошлом столетии), имел абсолютно самобытный голос. То есть, человек, который никому не подражал, человек, который прошел через эпоху становления, как все творцы, и вошел в некую зрелость – неподражаемую. Его голос ни с кем не спутаешь. Что важно в этом поэтическом сборнике (и что вообще мне важно в поэзии Арсения Тарковского) - он говорит о Боге так, что за говорящего не стыдно. Самое пошлое в литературе о Боге - это прямые имена и прямые наставления. Есть масса религиозных поэтов, которые "долбят" тему Бога с такой настырностью и наглостью, как будто они снимаются в фильме "Шахтеры". "Бог мой, Бог мой, я - твой, ты - мой…", "Богородица моя, я - твоя…" – и так далее. Эта пошлятина, конечно, многомиллионно растиражирована. Это ужасно. Самый высший пилотаж – это сказать о Господе, не называя Его имени. Вот, например, пишет Арсений Тарковский: Не я словарь по слову составлял, А он меня творил из красной глины; Не я пять чувств, как пятерню Фома, Вложил в зияющую рану мира, А рана мира облегла меня, И жизнь жива помимо нашей воли. Вот тебе, человек, кусочек текста. Слово Божие творило человека. "Не я словарь по слову составлял, а он…" - то есть, Господь, как словарь, как Слово - "…лепил меня из красной глины". И не я вложил, как пятерню Фома, - отсылка к Евангелию от Иоанна, осязание Фомы, "а рана мира облегла меня". То есть, мир болен, мир болен неисцелимо - если Бог не исцелит его. "…И жизнь жива помимо нашей воли" - да если бы мы могли, мы бы сто раз всё уничтожили, но - жизнь жива. Не потому, что мы хозяева мира, а потому, что мы не хозяева его. Или, например, у него есть чудесное стихотворение о Петре: Просыпается тело, Напрягается слух. Ночь дошла до предела, Крикнул третий петух. Сел старик на кровати, Заскрипела кровать. Было так при Пилате, Что теперь вспоминать? И какая досада Сердце точит с утра? И на что это надо - Горевать за Петра? Кто всего мне дороже, Всех желаннее мне? В эту ночь - от кого же Я отрекся во сне? Крик идет петушиный В первой утренней мгле Через горы-долины По широкой земле. То есть, человеку ночью снится что-то, и это что-то ассоциируется с отречением. И отрекшийся, главный отрекшийся в истории христианства, это Пётр. Отрекшийся и покаявшийся. И вот – петух поет, человек просыпается, старик сел на кровати: "Кто всего мне дороже, Всех желаннее мне?" – вот такая целомудренная поэзия об Иисусе, вообще о смыслах, о жизни, о вечности – она, мне кажется, достойна величайшей похвалы и снимания шляпы. И те стихи, которые его сын Андрей поместил в пространство своих фильмов. Например, вот это классическое, пропетое Ротару: Вот и лето прошло, Словно и не бывало. На пригреве тепло. Только этого мало. Все, что сбыться могло, Мне, как лист пятипалый, Прямо в руки легло, Только этого мало. Понапрасну ни зло, Ни добро не пропало, Все горело светло, Только этого мало… Но – ведь действительно мало. Человеческая душа – это бездна, которая ничем, кроме Бога, не заполняется. Набросай туда миллиарды долларов, призы и венки, ракеты и кометы, машины и небоскребы, дипломы и медали –всё, что только хочешь, бросай. Там всё равно всё будет пусто… Вот Бога только дай туда – и всё. Потому, что: Все, что сбыться могло, Мне, как лист пятипалый, Прямо в руки легло, Только этого мало. И таких стихов у него – множество! То есть, он совершенно христианский поэт, нигде не кичащийся христианством. Имеющий самобытный голос, и умеющий говорить о Боге так, что это не пошло и не стыдно слушать. Поэтому я хотел бы, чтобы вы нашли – в Интернете, на книжных лавках – лирику, избранное, "Малютка жизнь" Тарковского, и познакомились с этой поэзией, потому что этот современник Ахматовой, в каком-то смысле ученик Мандельштама, великий поэт. Живите в доме - и не рухнет дом. Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нем. Вот почему со мною ваши дети И жены ваши за одним столом… Протоиерей Андрей Ткачев Источник: https://pravoslavie.ru/98996.html

Теги: стих

Теги других блогов: стих